Цель программы:
Программа «Декоративная композиция» направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса.
Задачи программы:
- Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художественной наблюдательности.
- Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.
- Обучение навыкам работы с элементами различной формы, организации равновесия композиции.
- Обучение основам инновационной технологической системы в создании декоративной композиции.
- Воспитание чувства гармонического восприятия действительности.
- Воспитание художественного вкуса, чувства стиля.
- Воспитание любви к декоративному искусству.
- Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и пони
мать декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями).
Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Занятие носит групповой характер.
Слово «Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей. В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественных форм (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрии и асимметрии, ритм, пропорции, контраст и нюанс, цветовое решение и т. д.). В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение предметов происходит по определенной схеме, в логической последовательности. Задания выстраиваются по принципу «от простого - к сложному».
Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы работы над декоративной композицией.
- Выполнение поисковых эскизов и схем в карандаше для нахождения оптимальной композиции: линейное и тоновое решение.
- Выбор оптимальной композиции.
- Точный перенос с эскиза или построение окончательного варианта переводится на картон и пишется гуашью или выполняется в материале (коллаж, панно из войлока, аппликация из ткани).
В декоративной композиции задания строятся на основе представлений, интуиции, ассоциативного мышления, а также на основе изучения и анализа натуры. В этом состоит отличие сочинения декоративной композиции от станковой композиции, где работа ведется непосредственно на материале натуры.
На изобразительном материале следует объяснить разницу подходов к решению картинной плоскости в декоративном и станковом искусстве.
Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организованные в конце каждого учебного года, а также участие в выставках детского творчества (городских, областных, международных).