Пояснительная записка
Композиция по данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.
Задачами программы являются развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией.
Программа рассчитана на четырехгодичный курс обучения в детской школе искусств.
Основная цель программы заключается в строгой последовательности изучения традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и умений и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трех плановое пространство одного цвета, составление тонально-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.
Практические занятия состоят из работы над композицией, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Эго должно помочь в работе над сюжетно тематической композицией.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.
Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания; таким образом, основными задачами обучения являются:
- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
- изучение выразительных возможностей тона и цвета.
В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках. И должен знать:
а) законы композиции:
- закон цельности;
- закон типизации;
- закон контрастов;
- закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу
б) правила композиции:
- передача ритма;
- выделение сюжетно-композиционного центра;
- симметрия, асимметрия;
- расположение главного на втором пространственном плане;
в) приемы композиции:
- горизонтали и вертикали;
- диагональные направления;
г) средства композиции:
- линия;
- штрих-линия;
- пятно (тон, цвет).
Применение различных методов и форм (практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т. п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения
работы. Примером такой схемы может, служить последовательность работы над композицией.
Этапы выполнения станковой композиции.
- Замысел. Сбор подготовительного изобразительного материала, наблюдение, фантазия, литературный, музыкальный материал и т. п.
- Беседа по технике исполнения композиции.
- Тональные форэскизы.
- Варианты тонально-композиционных эскизов.
- Варианты цветотональных эскизов.
- Сбор недостающего натурного материала
- Выполнение картона.
- Выполнение работы на формате в материале.
- Оформление в паспорте окончательного варианта композиции.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организованные в конце каждого учебного года, а также участие в выставках детского творчества (городских, областных, международных).