Заявка на участие
Код
7775.6844.
Описание

АЛЕКСАНДР ГРЕЧАНИНОВ  

жизненный путь и музыка для детей

 

Композитор А.Т. Гречанинов внес большой вклад в развитие детской музыкальной литературы XX века. Композиторский талант А. Гречанинова (1864-1956) формировался в эпоху, когда русская музыкальная культура переживала небывалый расцвет. 

В 1881 году Гречанинов поступает в Московскую консерваторию, где занимается с В. Сафоновым, С. Танеевым, А. Аренским. Первые самостоятельные творческие начинания Гречанинова высоко оценил и поддержал Н.А. Римский-Корсаков. Наследие Гречанинова поражает масштабностью и разноплановостью: композитор активно работает в оперном жанре, обращается к симфонической и духовной музыке, пишет музыку к драматическим спектаклям, множество инструментальных и камерно-вокальных произведений.

Отдельную страницу в творчестве Гречанинова составляет музыка, посвященная детям. В своей книге «Моя жизнь» композитор одну из глав называет — «Моя детская музыка» и признается: «…я обожаю детей и для меня было всегда большой радостью общение с ними. Когда сестра моя, Надежда Тихоновна Имберх, приезжала иногда к нам со своей четверней ребятишек погостить на Волгу, я забрасывал даже на некоторое время свою музыку и весь отдавался в распоряжение детворы. Увлекательные игры, в которых немалую роль играла фантазия и изобретательность, как детская, так и моя, катание на лодке, собирание грибов и цветов, пение хором песенок, большей частью народных, под аккомпанемент на рояле, — все это следовало одно за другим, и весельем и радостью наполняло наши дни. С детьми я всегда чувствовал себя равным им, мне не нужно было под них «подделываться». Этой способностью — как бы перевоплощаться в ребенка, вероятно, и нужно объяснить, что я с такой легкостью и с таким увлечением всегда сочинял музыку для детей». 

 История рождения детской музыки Гречанинова тесно связана с педагогической деятельностью композитора, который вспоминал: «В Москве издавна существовала музыкальная школа сестер Гнесиных, из которых вышло немало первоклассных музыкантов. Я был приглашен в эту школу преподавателем теории музыки. Е.Ф. Гнесина, старшая из сестер, организовала детский хоровой класс. Несколько песенок Чайковского и Аренского – это все, что существовало тогда в русской музыкальной литературе этого жанра. Петь было нечего. Е.Ф. Гнесина обратилась ко мне с просьбой написать что-нибудь для детей. Я охотно взялся за дело

Так родились двухголосные песенки на народные тексты – сборник «Ай-ду-ду!» (1903 г.), за этим сборником последовали следующие: «Петушок» (1907 г.), «Времена года» (1908 г.), «В деревне» (1908 г.). По просьбе Т.Л. Беркман, в школе которой Гречанинов руководил детским хором, композитором были сочинены первые детские пьесы для фортепиано, вошедшие в последствие в сборник «Детский альбом». Композитор сочинил множество небольших и технически несложных пьес для фортепиано, которые предназначались для начинающих музыкантов. Свои фортепианные пьесы Гречанинов, как правило, объединял в «альбомы»: так появились «Дедушкин альбом» (1929 г.), «Стеклянные бусинки» (1929 г.), «День ребенка» (1927 г.), «На зеленом лугу» (1924 г.). Названия пьес, вошедших в «Детский альбом» (1923 г.) («Сказочка», «Солдатики маршируют», «Верхом на палочке», «Заболела няня», «Скучный урок», «Колыбельная», «После бала», «Я уже большая») и в «Дедушкин альбом» («Мама любимая!», «Нянина сказочка», «Марш», «Заболел котик», «На качелях», «На прогулке», «Праздники!»), красноречиво говорят о темах и образах, характерных для детской фортепианной музыки Гречанинова. В детских альбомах композитора встречаем портреты близких людей, окружающих ребенка: мамы и нянюшки, сценки детских игр и повседневных занятий, картины природы.

Помимо легких фортепианных пьес для маленьких слушателей и исполнителей композитор сочиняет и оперы. Светлая и наивная история о елочке, которая из леса мечтает попасть на праздник к детям легла в основу сюжета оперы Гречанинова «Елочкин сон» (1912 г.), полюбились детям и оперы композитора «Мышкин теремок», «Кот, Петух и Лиса».

Композитор также выделял в своем творчестве музыкальные страницы о детях, не предназначенные для исполнения начинающими музыкантами: «Довольно много написано мною также песен из детского мира и не для детского исполнения, сборники, «Снежинки» (1908 г.), «Курочка Ряба», «Тропинка» (1920 г.

К теме детства Гречанинов обращался на протяжении всей своей творческой жизни, не оставил он ее и в годы эмиграции и продолжил сочинять пьесы для детей. В 1925 году композитор покинул Россию и вернуться на родину, тоску по которой он постоянно испытывал за границей, ему уже было не суждено.

Родился Александр Тихонович Гречанинов 150 лет назад (в 1864 г.) в Москве 25 октября. Родители его были музыкальны от природы. Мать часто напевала романсы, а отец любил петь церковные песни. Сам Александр  с раннего детства тянулся к музыке, пел в гимназическом хоре, и даже был в нем солистом.

Представьте себе ранне утро, всё ещё только-только просыпается, а маленький Саша уже идёт на службу в церковь, где он вместе с другими детьми поет в хоре.

Семья  Гречаниновых была купеческой, и родители Александра мечтали, что их сын будет заниматься торговлей. Они были против того, чтобы Александр всерьез занялся музыкой,  и не помогали ему в этом. А мальчик всё больше и больше тянулся к музыке, постоянно что-то напевал, мечтал стать музыкантом.

Родители не воспринимали всерьёз увлечение сына музыкой, поэтому, наверное, свою первую гитару маленький Александр купил сам на деньги, которые он скопил. Именно на гитаре он начал осваивать музыкальное инструментальное искусство, научился подбирать аккомпанемент к тем романсам, которые пела его мать.

По словам самого Александра Гречанинова, первый раз фортепиано он увидел в 14 лет. И с тех пор он считал фортепиано своим лучшим другом. Долго и упорно занимаясь каждый день, Гречанинов самостоятельно готовился   к поступлению в Московскую консерваторию. И в возрасте 17 лет (в 1881 году), втайне от родителей, поступил в неё, чтобы стать композитором. Радости его не было предела!

Начались учебные будни. Музыка будущему композитору давалась нелегко, путём огромных усилий. Александр Гречанинов много и усердно занимался, постигал азы композиторского искусства, сочинял множество музыкальных произведений. Одних только романсов он написал несколько десятков, несколько из которых получили очень широкую популярность  и сделали известным самого композитора.

 Гречанинов учился у многих известных музыкантов и композиторов, сначала в Московской консерватории, а затем продолжил своё обучение в Петербургской консерватории. Учёба его растянулась на долгие 13 лет. Он был самым взрослым учеником в консерватории - на 10 лет старше своих сверстников по классам. По словам современников, Александр Гречанинов был очень упорным и чрезвычайно трудолюбивым человеком. Он  имел твёрдое желание и намерение – писать музыку доступную и понятную для широких масс публики, и при этом – музыку высокохудожественную. И он достиг этого, он стал одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную.

Учась в консерватории, Гречанинов окончил педагогические курсы и стал работать преподавателем теории музыки в школе сестёр Гнесиных, успешно сотрудничал со школьным хоровым классом, писал хоровые произведения для детского хора. Он также руководил детским хором в школе Т.М. Беркман. Для детей Гречаниновым написано четыре оперы, большое количество песен, хоровых произведений, различных инструментальных пьес.

Сочинял для детей Гречанинов с удовольствием, и это у него получалось очень легко. Он часто говорил: "Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовую себя равным им". Для детей он написал  балет, множество хоровых циклов, среди которых "Ай, ду-ду!", "Петушок", "Ручеек", "Ладушки"; фортепианные сборники "Детский альбом", "Бусинки", "Сказочки", "Бирюльки", "На зеленом лугу".  Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.

Популярность Александра Гречанинова и его музыки в то время конкурировала с популярностью Петра Ильича Чайковского. Он писал очень удобно для голосов (певцы и певицы были в восторге). Он писал для хора, вокального ансамбля. Он писал духовную музыку. И, наконец, он писал для детского мира, для которого в то время вообще ничего не было написано.

После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее – страна была разрушена революцией и гражданской войной. Поэтому, наверное, всё чаще в его музыке проскальзывало грустное настроение.

В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, много сочинял. Но в 1925 году в возрасте шестидесяти лет композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. Он прожил 14 лет во Франции (в Париже),  много сочинял, давал концерты. Когда ему исполнилось 74 года, Александр Гречанинов решает переехать в Америку в город Нью-Йорк. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Умер композитор в возрасте 92 лет (4 января 1956 г.)

Представьте себе статного белокурого человека в очках с небольшой  бородкой, спокойного, тихого, любящего природу и детей, – таков был истинно русский композитор Александр Гречанинов, настоящий русский интеллигент с чистой душой и строгими нравственными убеждениями, до конца жизни сохранивший верность традициям отечественной музыкальной культуры. Судьба послала композитору долгую жизнь, и он многое успел сделать. Творческое наследие Гречанинова огромно – около 1000 произведений: оперы, детский балет, крупные симфонические произведения, музыка к спектаклям, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей.

Музыка Александра Гречанинова, написанная для детей — важная часть художественного наследия композитора. В музыкальных школах сегодня дети с удовольствием играют его фортепианные пьесы.

В сборник «Детский альбом» вошли следующие пьесы:

  • Маленькая сказка
  • В лагере
  • Марш
  • В разлуке
  • Верхом на лошадке
  • На лужайке
  • Недовольство
  • Скучный рассказ
  • Колыбельная
  • Танец
  • Необычное происшествие
  • Этюд
  • Мазурка
  • Протяжная песня
  • Вальс

 

 

Прослушать сборник в исполнении Елены Филоновой можно пройдя по ссылке.

https://hotplayer.ru/?s=%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC

Возраст
7-12
Предмет
Фортепиано
Учебный год
1-4
Продолжительность
Часов
2
Недель
2
Часов в неделю
1
Тип оплаты
Бесплатный
Форма обучения
Онлайн

Ключевые слова (тэги)

Статус публикации курса
Опубликовать в маркетплейс и в личную ленту